Японский ландшафтный дизайн — от истоков до сегодня.

История японских садов.

http://www.youtube.com/watch?v=ps04mxWHobY

Я предлагаю совершить вам интереснейшую поездку в одну из самых удивительных и самобытных стран мира – Японию, для того чтобы полюбоваться на ее великолепные сады и парки, а также проследить за историей их создания.   21

Для этого вовсе не нужно выкраивать время и тратить деньги, давайте просто включим воображение и перенесемся в далекое прошлое Страны Восходящего Солнца.

Ну что, поехали?

Наше путешествие начинается за много тысяч лет до нашей эры. Итак, на группе островов в Тихом океане расположена удивительная страна, имеющая разнообразный ландшафт: горы и вулканы, озера и водопады, красивейшую растительность. Первоначальное заселение островов началось в 40000 г. до н.э.

Вплоть до 300 г. до н.э. население страны занималось собирательством, охотой и рыболовством. В этот период, думается, японцы еще не озадачивались созданием садов, им хватало разнообразного природного ландшафта, окружающего их. Спросите, а что же мы тогда здесь делаем? Кажется мы «слегка» промахнулись. Переместимся во времени чуть дальше.

В период Яёи (300 г. до н.э. – 250 г. н.э.) появилось сельское хозяйство и главной культурой стал рис, завезенный эмигрантами из Кореи и Китая. И вот мы видим, как в долинах зазеленели рисовые поля. Какая прелесть, появились первые японские огороды, но до ландшафтного дизайна еще несколько веков.10

С появлением сельского хозяйства начинают создаваться первые японские государства. К 300 г. н.э. произошло объединение страны племенем Ямато. Страной правит император, в его руках сосредоточена верховная власть. В этот период господствует главная языческая религия Японии – синтоизм. Основу ее составляют культ предков и поклонение силам природы. Наиболее почитаемыми являются камни и горы. Древние японцы верили, что в местах, где находится много камней, живут духи богов, и сооружали святыни именно там.

К VI в. власть императора ослабла, и правящей верхушкой стала аристократия. В это время создаются первые парковые сады, в которых проводятся поэтические и музыкальные состязания, прогулки и пикники. Располагаются они рядом с естественным водоемом на равнине. К сожалению, почти все парковые сады не сохранились по причине массовых междоусобных войн и природных катаклизмов.

Между 538 и 552 годами из Китая приходит новая религия – буддизм, которая оказала огромное влияние на садово-парковое искусство Японии.

В 710 году строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-Чань. При дворцах создаются сады на основе китайских традиций. Основными элементами являются горы и вода, а украшением служат китайские мостики. Вместе с тем начинает использоваться символика, каждый элемент в саду несет в себе определенный смысл. В Наре сооружается огромное количество буддистских храмов и монастырей, их влияние настолько усиливается, что императорский дом (проповедующий синтоизм) вынужден переехать в другую столицу Хэйан (Киото).

Яркие акценты на участке
Яркие акценты на участке

И вот мы уже в хэйанском периоде. Здесь бурно развивается культура и искусство, а сады приобретают изысканные формы и используются не только для развлечений и проведений праздников, но и просто для созерцания и размышления. Основу дворцового сада составляют озеро и остров; к ним добавляются такие важные элементы, как мосты, светильники, скамьи, ограды и ворота. Важнейшим элементом является звук журчащей воды, поэтому основу композиции также составляет ручей, впадающий в озеро. Подобные сады начали создаваться не только в императорских дворцах, но и на аристократических виллах.

В этот же период был написан Сакутэйки (Трактат о садоводстве), включающий в себя весь практический опыт, накопленный японскими мастерами на протяжении многих лет.

Период Камакура (1185 – 1333 гг.) характеризуется жестокими междоусобицами, падением авторитета императорской власти и укоренением власти сёгуна. На первый план выходит воинское сословие – самураи. Их устав, презрение к страданию и смерти, был хорошей основой для распространения среди них учения дзэн, привезенного из Китая в 1191 году монахом Эйсаем. Изначально дзэн-буддизм строго копировал китайский аналог чань-буддизм, но позднее произошло слияние дзэн и синтоизма. Сады перемещаются в буддистские храмы и монастыри, часто занимают небольшие территории и предназначаются для медитации и просветления. Теперь они создаются как модель мироздания, навевающая мысли о бесконечности Вселенной и сущности бытия и помогающая постичь учение дзэн.

В период Муромати (1333 – 1573 гг.) происходит новый расцвет культуры. Для японского садового искусства этот период считается классическим и связан он с именами таких мастеров, как Мусо Кокуси (Сосэки) (1275 – 1351 гг., по данным других источников – 1276 – 1357 гг.) и Соами (XV в.). Оба являлись последователями дзэн-буддизма, и это отразилось на созданных ими садовых композициях.

Сосэки Мусо был не только дзэнским священником, но и искусным создателем садов. Во время его пребывания в Киото им были созданы сад мхов Сайходзи (1339 г.) и сад Тэнрюдзи. Предлагаю прогуляться по ним.

Сад мхов Сайходзи расположен на окраине города Киото. Он окружен невысокой оградой и расположен на двух площадках: верхней (сад камней) и нижней (сад мхов). Верхняя композиция представляет собой «сухой» пейзаж (гравий и песок) и символизирует космогоническую панораму природы. В нижней композиции мхи – главное действующее лицо (здесь собрана живая коллекция из 50 видов мхов). Они покрывают землю, камни и стволы деревьев.

Тэнрюдзи объединяет пейзажный и символический сады и включает в себя песчаный сад с композициями из камней, сад мхов и озеро с островами. Здесь мы видим плавное и гармоничное перетекание искусственно созданного пейзажа в природный: за озером возвышаются деревья, которые чуть дальше переходят в естественный лес на склоне горы. Позднее этот прием будет активно применяться в садово-парковых ансамблях Японии, но впервые он был использован именно в Тэнрюдзи.

Как построить на участке японский домик?

Интересная идея – построить на участке маленький японский домик. Если у вас рядом есть большой коттедж, то этот домик вы можете использовать для приема гостей в теплое время года. А можно и самому ночевать в нем душными летними ночами.25

В нем можно устраивать чайные церемонии – все в таком домике будет располагать к релаксации!

Если вы интересуетесь буддизмом или любите выполнять какие-либо восточные релаксационные или энергетические практики – то этот домик может стать вашим ретритным помещением. Он очень красив и уютен, а также несет в себе настроение дзена и умиротворения!

А если вы устроите перед домиком японский сад камней и соорудите пруд своими руками, то, возможно, однажды вы обретете глубокую мудрость души и прозрачную ясность сознания.

Японский сад, как разновидность ландшафтного дизайна

Японский сад, как разновидность ландшафтного дизайна. Советы по созданию сада, выбору подходящих растений и материалов.

Создание японского сада следует начать с выбора подходящих видов растений. Это этап окажет наибольшее влияние на конечный результат.

Самые подходящие виды кустарников и деревьев — это камелия, азалия, кизильник, ель, карликовая сосна и вишня. Можно использовать и другие виды карликовых хвойных форм.

Из травянистых растений предпочтительнее хост, цикламен, крокус, гибриды анемона и ириса японского, кувшинки.36

Для детализации общего ландшафта можно дополнительно использовать бонсаи, бамбук, вечнозеленый кустарник с фигурной подстрижкой, декоративные виды трав, папоротники, мох, низко подстриженные газоны.

Для создания дорожек в японском саду используются камни. Чтобы правильно их расположить, необходимо произвести предварительную разметку, пройдя через сад обычным шагом, отмечая каждый сделанный шаг горстью песка или палочкой.

Идеальным интервалом между уложенными камнями будет расстояние в 30-45 сантиметров. Камни выбирайте не очень скользкие и твердые. Рабочая поверхность камня не должка быть меньше 30 сантиметров. Хорошим вариантом будет природный или шероховатый искусственный камень, а также не очень крупная тротуарная плитка. Выбранный материал укладывается на уровне поверхности земли на предварительно подготовленной подушке из гравия и песка.

Как вариант укладочного материала можно использовать и самодельные камни, изготовленные из цемента. Постепенно подвергаясь выветриванию, они, со временем, будут выглядеть вполне естественно. На размеченной поверхности земли выкапываются ямки размером 30×30 сантиметров и глубиной 10 сантиметров. Они укрепляются проволочной сеткой и заполняются до уровня земли цементным раствором. После этого поверхность выравнивается (можно придать ей некоторую шероховатость). Использование в качестве компонентов желтого песка и белого цемента позволит получить плиту медового цвета. При добавлении к цементу качественного красителя можно подобрать наиболее подходящий цвет дорожки. Ходить по дорожке следует только после окончательного отвердевания и застывания раствора.

Японский сад должен создавать атмосферу дикого райского уголка. Он представляет собой наиболее полную имитацию естественного ландшафта. Для размещения японского сада достаточно небольшого внутреннего дворика или терассы. со сторонами около 10 метров. Расположение в нем растений, воды и природных материалов в своей совокупности образует целостную систему, дышащую спокойствием и гармонией. При правильном подборе всех элементов японский сад превратится в живописное украшение, независимо от времени года.

Для придания выразительности уединенной части сада, в ней можно поместить бамбуковую изгородь, стенку или бордюр из вечнозеленых растений. Присутствие воды можно оформить в виде небольшого пруда, фонтана, емкости с водой, купальной миски для птиц и водостока, сделанного из ствола бамбука.23

Отличительной чертой ландшафта, выполненного в японском стиле, являются валуны, имеющие самые разнообразные расцветки и формы, холмики из гравия или гальки. Они образуют нижний ярус японского сада.

Для придания японскому саду особой зрелищности можно прибегнуть к довольно простым приемам: на переднем плане сада поместить растения с наиболее причудливой листвой и разнообразной зеленой гаммой. Не стоит злоупотреблять количеством цветущих растений: их не должно быть много и каждое растение необходимо расположить в строго продуманном месте.

Чтобы подчеркнуть восточный стиль японского сада можно разместить в нем изваяние Будды, небольшую беседку, каменный шар, фонарь из белого шелка или рисовой бумаги с японскими иероглифами.

Патио — что это?22

В полуденные знойные часы в патио можно наслаждаться прохладой, а вечером под открытым небом вкусно поужинать с родственниками и друзьями.

Про патио смело можно произнести, что это не только лишь декоративный садовый элемент, но и полноправная жилая комната. Да, это жилое наружное помещение, а также внутренний дворик, способный совмещать функции столовой, зоны отдыха и кухни. В полуденные знойные часы в патио можно наслаждаться прохладой, а вечером под открытым небом вкусно поужинать с родственниками и друзьями.0

У заядлых дачников на приусадебных участках такие места, конечно же, есть. Но если человек обладает художественным вкусом и готов к оформлению патио приложить некоторые усилия, то патио при наименьших затратах превратить можно в произведение искусства. Надворным постройкам, возведенным в дачных элитных ансамблях, патио ни в чем уступать не будет.

Для мощеной площадки будущего патио место можно выделить практически в любом уголке сада. Однако лучшим решением будет участочек, расположенный возле дачного домика. Но тут есть однако важное «но»: интенсивность освещения. Согласно законам эстетики, занимаемый патио садовый участок солнцем должен быть освещен максимально. Если внутренний дворик располагается в конце сада, то дорожку к нему лучше всего выложить каменными плитами. Если таковых нет, подойдет керамическая плитка, гравий, колотый плитняк и кирпич. Все это позволит обеспечить доступ к патио в дождливую погоду.

http://landstory.org/page/patio-komnata-v-sadu
http://landstory.org/page/japonskij-sad-kak-raznovidnost-landshaftnogo-d...
http://flover.org.ua/landscape/archit/yaponskij-domik-na-dache.html
http://flover.org.ua/landscape/archit/istoriya-yaponskih-sadov-chast-1.html