Клумбы в ландшафтном дизайне. Онсовные правила выбора цвета сада.

Ландшафтный дизайн клумбы — рекомендации

Ни один дизайнерский проект участка и ландшафтный дизайн дачи, кроме редких случаев, не обходится без цветов. Как правило, устраиваются рокарии, цветники, клумбы. И как только удается построить дом, по возможности начинается обустройство территории. Производится тщательная подборка растений. Цветы подбираются по вышине, времени цветению, долготе цветения и расцветке. Кроме всего прочего, важно и то, какие растения преобладают в данной местности, и какой именно вариант элемента задуман. Самым распространенным видом цветника является клумба.

Большой популярностью сегодня пользуется ландшафтный дизайн клумбы. Что он из себя представляет? Это облагораживание участка земли выделенного под клумбу для выращивания растений. Классические клумбы обычно расположены в углу сада или возле дерева. Существует несколько разновидностей клумб: регулярная клумба, нерегулярная клумба, ковровая клумба, приподнятая клумба, моноклумба, вертикальная клумба, клумба — панно. 40

Обычно формы клумб правильные, геометрические. Ковровая клумба, моноклумба, клумба — панно обычно встречаются в городском озеленении. Значительную часть участка занимают цветы.

дизайн клумбы

Ландшафтный дизайн клумб, как целое искусство от того, как всё устроить зависит, будет он радовать глаз или же наоборот. Представьте себе раннее летнее утро, птицы чирикают, бабочки порхают на Вашем цветнике, настроение сразу улучшается, и на душе становится тепло и уютно. Ландшафтный дизайн клумб требует не только дизайнерских навыков, правильного подбора цветов, но и знаний о растениях в целом. Если Вы купили дом с участком земли, и хотите осуществить оформление ландшафтного дизайна, но не знаете как? Или же Вы решили сделать сюрприз своим родным и близким.

Оформление красивого участка
Оформление красивого участка

Как правильно и со вкусом озеленить Ваш участок, чтоб он стал «маленьким оазисом» с разнообразными фонтанами, растениями, альпийскими горками, которые будут украшать газон и оградить его красивой подпорной стенкой из камня. Стиль ландшафтного дизайна, в котором выполняется клумба, определяет и вид проектирования. В зависимости от предпочтений стиль может быть как традиционно классическим, так и произвольным. Что бы правильно оформить клумбу, нужно сделать правильный дизайн, подобрать отделочный камень и цветы по цвету и сезону. Сегодня воплотить мечту в реальность не сложно достаточно обратиться к специалистам или постараться самому и запастись советами знакомых, книг, а так же тематических форумов любителей и специалистов по дизайнерскому искусству.

Как выглядит овощная клумба?

http://www.youtube.com/watch?v=UiQzuqmnQ-A

Декоративный огород может выглядеть не менее нарядно, чем цветочная клумба или альпийская горка. Для этого его надо соответствующим образом спланировать и ухаживать за ним в течение всего сезона – с апреля по конец октября.

Размеры декоративного огорода, описанного в этой статье – 7,2 x 7,2 м. Площадь – чуть более 50 м². Это одиннадцать симметрично расположенных участков, отделенных друг от друга дорожками. По центру проходит дорожка шириной 0,5 м. Она окаймляет центральную площадку­. Ширина остальных дорожек – 0,3 м. Участки огорода имеют ширину 1,2 м, что делает возможным легкий доступ ко всем растениям, в том числе, к растущим в центре.

Овощные культуры и пряные травы выглядят не менее привлекательно, чем декоративные растения. Поэтому создание овощных клумб и декоративных огородов стало модным направлением ландшафтного дизайна Декоративный огород

Симметрия55

На десяти участках растут овощи и цветы. Самый маленький, квадратный участок – центр клумбы и, одновременно, ее самая высокая точка. Здесь находятся четыре двухметровые бамбуковые палки, связанные сверху. Они служат опорой, по которой вьется фасоль. Вместо них можно посадить штамбовую форму крыжовника или смородины, карликовое фруктовое деревце с красиво сформированной кроной. А можно установить декоративный элемент, например, солнечные часы или садовую скульптуру. По краям участка посеяна кудрявая петрушка, образующая съедобный бордюр. По углам растут бархатцы. Остальную часть заполняют травы.

Помидоры и не только

Два участка в центральной части огорода занимают помидоры высоко­растущих сортов. Они подвязаны к колышкам (1,5 м). Если удалить боковые побеги помидоров, оставив несколько самых сильных, урожай созреет быстрее, а плоды будут более качественными. Пространство между помидорами засажено календулой, карликовой настурцией и бархатцами.

Теплица-рассадник

В наименее заметной части сада сделана теплица для выращивания рассады салата, кочанной, брюссельской и листовой капусты. Рядом – место для высадки многолетних растений – ревеня, зеленого лука и щавля. Они будут здесь расти, по меньшей мере, в течение нескольких лет.

Как правильно оформить многоярусную клумбу.

Сегодня оформлению приусадебного участка и непосредственно ландшафтному дизайну уделяется большое внимание. Особое восхищение вызывают цветочные клумбы. К примеру, их многоярусные варианты, которые смотрятся довольно необычно и празднично, занимая, при этом, немного места.

Такие клумбы все больше и больше пользуются популярностью среди дачников. Однако некоторые и не знают, что многоярусную клумбу можно сделать собственными руками из подручных материалов, потратив минимум средств и времени. Итак, поговорим об этом далее.

Что такое многоярусная клумба

Многоярусная клумба представляет собою сложную конструкцию, которая состоит из нескольких ярусов-цветников, стоящих друг на друге, причем как правило, каждый верхний ярус должен быть по диаметру меньше нижнего. Такая клумба может быть любой формы, к примеру, круглой, квадратной или треугольной. Для ее создания используют различные материалы, такие как пластик, дерево, бетон, металл и т.д.

Это могут быть специальные, купленные заранее в строительном магазине, заготовки либо любые подручные материалы, например, использованные автомобильные покрышки, пластиковые бутылки и т.д. Чтобы многоярусная клумба могла вас радовать своей красотой и не один год, важно соблюдать определенные правила в ее оформлении.

Выбрав такой элемент ландшафтного дизайна, как многоярусная клумба, очень важно правильно подбирать для нее цветы:43

особое внимание стоит уделить выбору фона для такой клумбы. Он должен иметь пассивный зеленый оттенок, например, идеальный фон – это живая изгородь или партерный газон;

при выборе цветов ставку можно делать на контрасты, то есть включать цветы противоположных оттенков (красного – синего, желтого – фиолетового и т.д.) либо выбирать растения одной цветовой гаммы;

нужно учитывать форму и размер соцветий. В частности в одном ярусе все цветы должны быть одного размера. Отличный эффект можно получить, если начиная с нижнего яруса, каждый последующий будет засажен более мелкими растениями;

растения должны цвести одновременно и долго;

важно учитывать влаголюбивость выбранных цветов. Так как вода будет стекать с верхних ярусов на нижние, то снизу высаживают, как правило, растения, нуждающиеся в обильном поливе, а сверху – более засухоустойчивые.

Чаще всего для многоярусных клумб используют такие растения, как петуния, настурция, анютины глазки, бегония, календула, маргаритки и т.п. Они отличаются красивым цветением и разнообразием оттенков, что позволяет создавать по истине оригинальные цветочные композиции.

Место цвета в ландшафтном дизайне сада

http://www.youtube.com/watch?v=a1wl4Bj-DJA

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.0

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне — не одним зрением. а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Имеются интересные научные исследования по психологическому и физиологическому воздействию цвета на человека. В 1810г. Гёте в своем трактате “Учение о цвете” писал: “Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют”. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать у человека чувства веселья или печали.

По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это “цвет физического равновесия”. Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними— символики цвета.

Р. Хен в книге “Азбука цветов” приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);

оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);

красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);35

фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);

зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);

белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черный — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые “голубые сады”, действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия — лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей — спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.26

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета — это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно). Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов— желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость). Насыщенность (чистота) зависит от степени “разбавления” спектрального цвета белым. Светлота (яркость) — это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте. В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще — с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого — включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз.

1-я фаза — ранняя весна (март— начало апреля), общий колорит парка серовато-черный;

2-я фаза — весна (апрель— начало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;

3-я фаза — конец весны (май— начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;

4-я фаза — начало лета (июнь — июль), преобладают насыщенные зеленые тона;

5-я фаза — конец и вторая половина лета (июль — август), характеризуется темно-зеленым колоритом;

6-я фаза — осень (сентябрь — октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;

7-я фаза — поздняя осень (ноябрь— декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);

8-я фаза — начало зимы (декабрь — январь) — слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;

9-я фаза — вторая половина зимы (февраль — март) с темно-серым колоритом.33

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада. В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь “включиться” в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия. Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего “работают” цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона. На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, “выстелить ковер” из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение. Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов. Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты — яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок — отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями — окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича — ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой — это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением— барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской * (* По Саймондсу. (Прим. авт.)). Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли — в оттенках глины, камней, гравия, песка. лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах. где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева — черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его “сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами”. При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

• любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

• при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;

• контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный). Вообще же цветовой контраст — это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными. Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый — розовый — ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый (табл. 1).

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый — зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные). Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко — черный.

http://www.6×100.ru/db/zpld.shtml

Как правильно оформить многоярусную клумбу. Правила, советы, варианты оформления

http://www.muratordom.com.ua/landshaftnyi-dizain/rasteniya/na-klumbe-ovo...
http://vozvedi-dom.ru/landshaft/landshaftniy-dizayn-klumbi.php